Многие слышали, наверное, про кипячение цепи в графитовой смазке?
И что будто бы на пару тысяч километров хватает?
Надеюсь, написанное ниже поможет тем, кто собирается провести такую процедуру с цепью, оценить степень ее необходимости.
Начну с того, что когда-то давно на советском велике цепь отходила почти 3 тысячи км (определялось по механическому счетчику - щелк, щелк, щелк

) в течение нескольких лет БЕЗ СМАЗКИ ВООБЩЕ. Правда потом звенья начали лопаться один за другим из-за коррозии, а из-за изношенных и невращающихся втулок (цепь практически не вытянулась - факт, проверял по новой звездочке) износилась сначала ведомая звезда, и еще через месяц - ведущая и вновь поставленная ведомая...
Дальше - больше. Про графит.
Шо такое графит? Графит - это углерод, в одной из своих форм. Бывает также в виде сажи/угля и в виде алмаза, все это помнят еще с уроков химии. Эти формы состояния углерода отличаются друг от друга взаиморасположением атомов углерода в кристаллической решетке. Каждый атом углерода в нутри кристаллической решетки алмаза, угля или графита связан еще с четырьмя атомами...Но связан по-разному. Если в алмазе атомы углерода образуют тетраэдрическую структуру с высокой плотностью "упаковки", а в угле - кубическую, то в случае графита атомы углерода расположены как бы "слоями", с достаточно сильной межатомарной связью внутри слоя, и менее сильной - между атомами разных "слоев". Если быть точным, то внутри каждого слоя атомы углерода расположены в вершинах правильных шестиугольников и напоминают поверхность пчелиных сот, и каждый атом внутри слоя связан еше с тремя атомами своего слоя. Для связи с соседним слоем остается одна-единственная связь. А соседних слоев к тому же два...
Этим и объясняется способность графитового карандаша легко оставлять следы на бумаге - слои графита отслаиваются от грифеля, в виде мельчайших чешуек...
Кроме того, графит имеет низкий коэффициент трения и низкую, по сравнению с металлами прочность (не повреждает поверхность металлов). Это обуславливает применение его в технике - для использования в виде порошка в качестве компонентов смазки, а также в многочисленных графитовых, бронзографитовых и других подшипниках скольжения. Благодаря электропроводности графит также применяется для изготовления токосъемных устройств - скользящих контактов...
Из чего состоит графитовая смазка? Это около 95% обычная консистентная смазка, вроде Литол-24 и 5% измельченного графита.
В эффективности смазывания цепи путем кипячения сомневаться не приходится, об этом я писал в этой теме чуть раньше. Попробуем разобраться теперь, в чем же преимущество именно графитовой смазки перед обычной консистентной. (А консистентная смазка, безусловно, дает фору жидким смазкам - дольше удерживается внутри узлов трения - см. статью выше). Наличие графита в составе приводит к т.н. плакированию поверхностей трения - т.е. появлению на них тонкого слоя материала, добавленного в состав смазки, в данном случае графита. Спеткральный анализ поверхностей это подтверждает. Причем при определенных нагрузках трение будет происходить между слоями плакирующего материала...
Конечно, в случае обыкновенной смазки - масла или консистентной между трущимися поверхностями имеется тончайший слой смазки, в несколько молекул. Но поверхности тем не менее изнашиваются - они не абсолютно ровныеи не абсолютно твердые...
Стоит заметить, что смазки с добавлением плакирующего материала не используются для смазки подшипников качения. Плакирующим материалом может быть не только графит, но и мельчайший порошок цинка, серебра и т.д.
Практика показывает, что использование для смазки высоконагруженных узлов трения скольжения смазок с добавлением плакирующих элементов повышает их ресурс, увеличивает предельную нагрузку, при которой происходит т.н. "задир" поверхностей - т.е. их взаимное повреждение з-за недопустимой трибологической нагрузки... А вот коэффициент трения практически всегда несколько увеличивается.
И, теперь, самое главное. ВСЕ ПРЕИМУЩЕСТВА таких смазок ИМЕЮТ МЕСТО в случае ЧИСТЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ. Небольшое абразивное загрязнение их или смазки сводит все достоинства на нет. Как всем нам хорошо известно, велосипедная цепь работает в напряженных по "абразивному" показателю условиях. Почти как втулки треков гусениц трактора))). В любом случае абразив будет попадать внутрь втулок-роликов пинов. Даже в случае прокипяченной и затем вытертой насухо цепи. При работе часть смазки будет периодически выжиматься через зазоры на поверхность и втягиваться обратно, унося с собой мельчайшие частицы оксида кремния - песка, различные силикаты, керамику и прочая....
Да, про 2000 км... За это время вместо смазки внутри втулок будет некая смесь из небольшого количества графита, дорожной пыли-грязи, частиц металла цепи, и, вероятно, ржавчины... Смазывающие свойства такой смеси сомнительны, хотя, наверное, лучше чем просто у ржавчины и песка...Хотя советская цепь отходила больше, чем 2000...
Кроме этого, графитовая смазка имеет неприятную особенность - она сильно пачкается..И очень плохо отстирывается...
Так что, как пелось в какой-то песенке, думайте сами, решайте сами...